- Что такое SEO-заголовок
- Как увидеть SEO-заголовок конкурента
- Правила составления SEO-заголовка для новостей
- 1. Главное — в начало
- 2. Лишнее — убрать
- 3. Полезные детали — добавить
- Дополнительные рекомендации
- Используйте классический шаблон
- Не забывайте про топонимы
- Иногда добавляйте даты и годы
- Проверяйте запросы через «Вордстат» (если есть время)
- Сравнивайте запросы здесь и сейчас через «Гугль Тренды»
- Играйте на кликабельность (CTR)
- Частые вопросы
- Существуют ли ограничения по длине SEO-заголовка?
- В SEO-заголовке можно использовать знаки препинания?
- Почему в поисковике отображается основной заголовок, а не «сеошный»?
- Обязательно ли придумывать SEO-заголовок к каждой новости?
В этой статье разберем, что такое «тайтл», испортит ли его запятая и как составлять SEO-заг за 20 секунд.
Что такое SEO-заголовок
SEO-заголовок — это специальный заголовок вашего материала, который люди увидят в «Яндексе» и «Гугле». Более точное название — html-тег <title>.
Люди не ходят в поисковики бесцельно, чтобы поразвлечься. Обычно они ищут ответ на вопрос или решение конкретной задачи. Поисковые системы дают нам возможность подкорректировать обычный заголовок, чтобы удовлетворить эти запросы.
Давайте изучим пример с картинки выше. Обычный заголовок «Как подобрать носки к костюму?» подходит для ленты на сайте, рекомендательной системы. На такое можно кликнуть от скуки, листая социальную сеть, даже если прямо сейчас тебе не нужно подбирать носки. Короткий и понятный заголовок-вопрос.
Но для поисковых систем в GQ добавили контекста: «Как выбрать носки под костюм: длина, цвет, материал». Тем самым они как бы говорят возможным читателям:
Кликайте именно на нашу статью, потому что она, в отличие от конкурентов, ответит сразу на все ваши вопросы: не только какого цвета, но и можно ли надеть короткие носки, важен ли материал
Посмотрим на другой пример от «Коммерсанта». Эта редакция славится «газетными» заголовками, где игру слов часто ставят выше информативности. Также было и со статьей про популярное лекарство для похудения.
«Уколоться и забыться» — такой заголовок едва ли привлек бы вас в «Яндексе», ищи вы информацию про «Оземпик». Но в поисковике материал выглядит по-другому:
От «игривости» не осталось и следа: в SEO-заголовке «Коммерсант» оставил только сухую информацию по сути вопроса. И это принесло результат: по данным сервиса «Кейсо», статья издания держится в топе не один месяц.
Как увидеть SEO-заголовок конкурента
То что в поисковике — не всегда «тайтл». «Яндекс» или «Гугль» могут менять его в зависимости от запроса пользователя или по иным причинам. Чтобы увидеть SEO-заголовок конкурента, можно установить плагин в браузер — например, от команды Александра Алаева.
Другой вариант: перейти на страницу конкурента и навести курсор на вкладку. Во всплывающем окне отобразится SEO-заголовок.
По опыту скажем, что если пять-шесть лет назад SEO-заголовки для СМИ были редкостью, то сегодня это стандартный инструмент, которым пользуются в РБК, «Коммерсанте», «Т—Ж» и иных изданиях.
Правила составления SEO-заголовка для новостей
В примерах выше заголовок, скорее всего, порекомендовал специалист. Он проверил запросы, выдачу, собрал боли людей и склеил всё в один «тайтл». Если вы работаете на новостной ленте, времени анализировать запросы в «Вордстате» нет.
Но это и не нужно, если сконцентрируетесь на основных правилах.
1. Главное — в начало
«Автостартапы появляются сотнями». Маск прокомментировал мега-IPO Rivian ❌ | Илон Маск об IPO Rivian: «Автостартапы появляются сотнями» ✔️ |
В каждой новости есть «главные герои», наша задача их определить и вынести в начало заголовка. Причем это необязательно человек, иногда героем может быть событие или даже город. Более четкий, пусть и сложный термин — «ключевые сущности».
Если бы у вас была возможность описать новость пятью словами (словосочетаниями), какие бы использовали? Обычно это и есть ключевые сущности. В правилах создания тегов мы рассказывали об этом подробнее.
«Ничему не учатся». Вечный «медведь» обвинил ФРС в создании пузыря ❌ | Джереми Грэнтэм обвинил ФРС в создании пузыря: «Ничему не учатся» ✔️ |
МВД объявило в розыск подозреваемую в убийстве Татарского ❌ | МВД разыскивает Дарью Трепову, подозреваемую в убийстве Татарского ✔️ |
В примерах выше журналисты при составлении основного заголовка опустили имена главных героев. И не так важно, что «Джереми Грэнтэма» ищет человек 100 на весь «Яндекс» — эффект будет заметен на большом массиве новостей.
Если в обычных заголовках вы стараетесь использовать разные синонимы: например, «премьер», «глава правительства», «глава Кабмина», то в SEO-заголовке пишите прямо и не бойтесь повторений: «Михаил Мишустин».
2. Лишнее — убрать
Удаляйте из первой половины SEO-заголовка всё лишнее, в первую очередь эмоции и цитаты. Возможно, вы всё это уже делаете согласно рекомендациям к заголовкам от сервиса «Дзен Новости» — здесь также.
Набрали кредитов и разводятся: как делить общие долги семейного бизнеса ❌ | Как делить общие долги семейного бизнеса ✔️ |
Лучший в мире. Как Медведев перестроился после провала Australian Open ❌ | Как Медведев перестроился после провала Australian Open ✔️ |
3. Полезные детали — добавить
Если в вашем материале не только информация о задержании известного блогера, но и фотографии — то почему бы не обратить на это внимание читателя, как это сделали коллеги из «Известий»?
Подумайте, какие детали будут интересны читателю в контексте события. Если это церемония «Оскар», акцентируйте список лауреатов. Если это информация о боевых действиях, подчеркните, что есть карта.
В Лос-Анджелесе завершилась церемония «Оскар». Как это было ❌ | «Оскар 2023»: список победителей и фото лучших нарядов ✔️ |
Минобороны сообщило о полном взятии Авдеевки ❌ | Минобороны сообщило о взятии Авдеевки: карта ✔️ |
Но не стоит жульничать. Если в вашей статье чего-то нет, не надо вводить людей в заблуждение. Даже если поисковик не обнаружит обман самостоятельно, негативный сигнал косвенно ему передадут пользователи, которые будут уходить с вашей страницы, не найдя необходимой информации.
Тамбовская область названа самым чистым регионом России ✔️ | Тамбов — самый чистый город: забронировать отель онлайн ❌ |
Дополнительные рекомендации
Используйте классический шаблон
По примерам в статье вы уже догадались, что многие SEO-заголовки строятся по шаблону с двоеточием. Это очень удобно: так вы сразу выполняете правила №1 и №2, остается лишь добавить деталей, чтобы заинтересовать читателя.
Не забывайте про топонимы
Часто у новости нет явного «главного героя», или он пока не известен. Как найти в поисковике то, не знаю что? Ввести сопутствующие сущности, например — географические ориентиры.
Снаряд попал на территорию предприятия в белгородском селе ❌ | Снаряд попал на территорию предприятия в селе Вознесеновка в Белгородской области ✔️ |
Иногда добавляйте даты и годы
В поисковые системы нет смысла отправлять заголовки-открывашки — если мы не дадим ответ сразу, это сделает кто-то другой.
Стало известно, когда пройдет финал УЕФА ❌ | Финал УЕФА пройдет 10 июня 2023 года: подробности ✔️ |
Используйте временные метки в случаях, когда это важно по контексту новости: например, событие запланировано или происходит регулярно.
Минобороны России отчиталось о ситуации под Авдеевкой ❌ | Что происходит под Авдеевкой 25 марта 2023 года ✔️ |
Проверяйте запросы через «Вордстат» (если есть время)
При работе над новостями здесь и сейчас это излишне, но если думаете над SEO-заголовком статьи, то сервис может помочь. Например, в материале пять известных спикеров и непонятно, кого вытащить в заголовок. Проверьте каждого в «Вордстате» и возьмите самых популярных.
Звезды рассказали, как проводят время на самоизоляции ❌ | Денис Мацуев, Надежда Оболенская и другие о трудностях самоизоляции ✔️ |
Сравнивайте запросы здесь и сейчас через «Гугль Тренды»
Американский аналог «Вордстата» не дает конкретных цифр, но более удобен для сравнения запросов в реальном времени. Например, задержали известного блогера. Вы хотите понять, стоит ли использовать в SEO-заголовке ее реальные имя и фамилию, либо же обойтись псевдонимом. Вводите оба запроса и сравниваете их в моменте.
Играйте на кликабельность (CTR)
На фоне предыдущих советов легко забыть о том, что наш SEO-заголовок еще должен заинтересовать возможных читателей в поисковой системе. И хотя кликабельность для нас не на первом месте, не надо превращать SEO-заги в сухие конструкции из пяти слов.
Умение сделать емкий, информативный и кликабельный SEO-заголовок — это высший пилотаж, и мы к нему стремимся.
Частые вопросы
Существуют ли ограничения по длине SEO-заголовка?
В сети много рекомендаций, что «тайтл» должен быть не больше ~55 символов. Это правда лишь отчасти, так как за превышение числа знаков поисковая система никаких санкций не наложит. Но вот часть заголовка может быть скрыта за многоточием или вообще отрезана:
Однако так этот материал увидят в «Гугле» на персональных компьютерах. А вот в «Яндексе» на мобильных устройствах заголовок виден целиком:
Чтобы не высчитывать символы и не задумываться о том, кто и как увидит заголовок материала, постарайтесь всегда выносить главное в начало.
«Изоляция посильнее, чем на карантине». Истории людей экстремальных профессий ❌ | Полярники, моряки, лесник и геолог о трудностях изоляции ✔️ |
В SEO-заголовке можно использовать знаки препинания?
Да! Запятые, двоеточия, дефисы: всё это разрешено. Рекомендуем отказаться лишь от точек и восклицательных знаков, поскольку заголовок — это цельная смысловая конструкция.
Почему в поисковике отображается основной заголовок, а не «сеошный»?
Потому что это на усмотрение поисковой системы. «Яндекс» может вообще подзаголовок взять, если по контексту запроса это лучше подходит человеку.
Если такое случилось, не переживайте. Обычно это значит, что ваш «тайтл» слишком длинный или мудрёный, либо основной заголовок ну очень хорош. В следующий раз сделаете SEO-заг лучше.
Обязательно ли придумывать SEO-заголовок к каждой новости?
Это не надо делать в двух случаях:
- Вы совершенно уверены, что материал не принесет поисковой трафик. Например, это короткая коммерция.
- Основной заголовок и так хорош. Большинство админок СМИ устроено так, что если «тайтл» не заполнить, то в поисковики уходит обычный заголовок (<h1>).