Как работать с тегами в редакции интернет-СМИ

В этой инструкции разберем, какие функции есть у тегов и почему не стоит создавать их бездумно много.

Зачем нужны теги

Для трафика

По запросам со словом «новости» люди ищут страницы с подборками материалов. Во время лесных пожаров в Австралии резко взлетел запрос «австралия новости», и редакции, у которых был такой тег и они стояли в топе поисковых систем, получили большой трафик.

История частотности запроса «австралия новости» в Яндексе

Запросов со словом «новости» очень много. Некоторые приносят трафик постоянно:

  • «путин новости»,
  • «новости сша»,
  • «сбербанк новости».

Какие-то мгновенно взлетают и живут на пике вместе с инфоповодом:

  • «пригожин новости»,
  • «новости приднестровье».

Но этот трафик «из воздуха» — удел крупных СМИ. У небольших или региональных игроков возможности выйти в топ поисковой выдачи с популярным тегом практически нет.

В топе и «Гугля», и «Яндекса» либо страницы тегов крупных СМИ, либо новости по теме от этих же редакций

Если вес вашего издания в поисковых системах не очень высок, то возможность получить трафик одна — создавать страницы под малоизвестных персон и нишевые события, надеясь обойти гигантов за счет скорости.

Для тематичности

Страница тега — это подборка новостей по теме. С точки зрения поисковых систем это как витрина интернет-магазина. У «Озона» есть десятки смартфонов «Сяоми», и все они собраны на одной категории. Мне как пользователю удобно зайти на нее и оценить ассортимент разом, не проваливаясь в каждую карточку.

В идеале страница тега/рубрики в СМИ должна быть не менее удобной

Даже если ваше издание не получает много трафика на страницы тегов, они всё равно нужны. Страница тега становится точкой сбора информации о персоне, событии или иной сущности, она аккумулирует в себе «тематичность» и явно дает понять поисковым системам: «Мы пишем об этом, мы пишем много и часто, мы авторитетны в этой теме».

Хорошая практика: выводить наиболее важные и актуальные для издания теги в дополнительный уровень навигации на главной

Поисковые системы определяют тематическую принадлежность любого сайта в интернете, и СМИ не исключение. Именно поэтому обзор нового смартфона «Гугль» с большей вероятностью предложит прочесть на профильном «Мобайл Ревю», а не спортивном «Чемпионате».

Отображение тегов на странице новости — возможность лишний раз облегчить поисковому роботу определение смысла статьи

Создавать и наполнять контентом соответствующие теги — не единственный, но важный инструмент для обозначения тематичности издания.

Для индексации

Это скорее технический вопрос, но вам как журналистам тоже стоит об этом знать. Если конкурент оказался с новостью в выдаче на пять минут раньше, это может означать потерю в тысячах посетителей. У SEO-специалистов есть разные способы ускорять индексацию, и страницы тегов/рубрик — один из них.

Правила создания тегов

Теги должны быть конкретными

Тега «Мерседесы и Лады» существовать не может, так как новости про немецкую и российскую автомарки должны быть разведены по разным смысловым углам. А вот «Вован и Лексус» вполне приемлемы как тег, так как представляют собой единый «бренд».

«Гугль» в документации по обработке естественного языка приводит несколько типов сущностей, вот основные:

  • персона,
  • организация,
  • место,
  • событие,
  • объект творчества,
  • товар.
Примеры различных типов сущностей вокруг Илона Маска

Ваша задача при создании тега прикинуть, поймут ли поисковые системы к какой сущности он относится? Простыми словами, ваш тег должен быть однозначно идентифицируем с чем-то в этой Вселенной.

ПлохоХорошо
ПроверкаЗадержание блогера Лерчек
РакетаРакета «Союз 2.1б»
ЧиновникиМихаил Мишустин

Не создавайте теги для абстракций. Добавьте к запланированному названию тега слово «новости» и представьте: будет ли кто-то такое яндексить? Действительно ли кто-то введет в поисковике «сосиски новости»?

Теги не должны дублироваться по смыслу

Самая частая ошибка — миллион тегов про одну сущность. Обычно достаточно просто «Владимир Путин», вместо этого мы видим:

  • Путин,
  • ВВП,
  • Владимир Владимирович Путин,
  • Президент Путин.

Другой пример: теги «терроризм» и «террористы». Скорее всего, в обеих подборках будут новости о терактах со всего мира. Можете ли вы представить ситуацию, когда для одного тега материал подходит, а для другого — нет? А значит, новости в обоих тегах будут одинаковыми и эти страницы — дубликаты.

Теги не должны дублировать рубрики

Если в вашем издании есть рубрика «Политика», создавать аналогичный тег не нужно. Для поисковиков это одинаковые по смыслу и функциям страницы.

В теге должны быть статьи

Нет смысла создавать тег «Якутск», если вы не пишете про столицу Якутии. Большое количество полупустых тегов только навредит сайту, повысит условный показатель «захламленности» сайта в глазах поисковиков.

Мы предлагаем пользоваться правилом 3+3. Если по теме у нас уже было три новости, а еще три мы напишем в течение года, то тег стоит создать. Если тема совсем свежая, то прикиньте, будет ли хотя бы пять новостей в течение полугода.

Теги должны подходить изданию

Если у вас новостное медиа, то по тегу «роды» будет собрано все подряд: новый ребенок поп-певца, жуткая история из провинциального роддома, «акушерка дала невероятный совет будущим мамам». Такая подборка едва ли полезна для читателей.

Совсем другое дело, если вы работаете в тематическом женском издании. Тогда «родам» можно посвятить даже не тег, а рубрику, где вы соберете актуальные статьи, советы врачей и всё, что интересует будущих мам.

Теги должны быть единообразно оформлены

Последующие рекомендации основаны не столько на принципах поисковой оптимизации, сколько на здравом смысле ухода за разделом в рамках сайта.

  • С большой буквы («Благотворительность», а не «благотворительность»).
  • Во множественном числе («Шахтеры Донбасса», а не «Шахтер»).
  • С именем («Михаил Мишустин», а не «Мишустин»).
  • Без двусмысленности («ФК Зенит» и «БК Зенит», а не «Зенит»; «Банк Тинькофф», а не просто «Тинькофф»).
  • С указанием года в случае события («Олимпиада 2024», а не «Олимпиада»).

Какие теги добавить к статье

Базовое правило: если сущность упоминается в заголовке или лиде статьи, то ее точно можно прикрепить в качестве тега. В остальном ориентируйтесь на здравый смысл.

Статьи по теме

Аватарка Максима Милютина

SEO-специалист, в прошлом — редактор
Руковожу командами, которые оптимизируют трафик СМИ и информационных проектов