Инструкция для авторов и редакторов «SEO-заводика» по взаимодействию со спикерами: какие вопросы задать, что уточнить и как оформить.
Чек-лист по экспертам
- Составить вопросы.
- Найти 2–3 экспертов.
- Утвердить вопросы и спикеров у редактора.
- Написать экспертам и дождаться ответа.
- Проверить комментарии на плагиат.
- Отредактировать ответы и вставить в текст.
Зачем нужны эксперты
Грамотные комментарии повышают уникальность материала на фоне конкурентов и положительно влияют на трафик. Простыми словами, роботы видят, что над текстом «работали», а не просто сделали копипаст — это плюсик к SEO. У читателей больше доверия к тексту, который прокомментировали профессионалы — плюсик к авторитетности издания. Редакции всегда рады получить текст с комментами — плюсик нам как профессионалам.
Когда нужны эксперты
Когда просит редактор / редактор не просит, но вы понимаете, что без экспертов никак.
Чаще всего спикеры нужны, когда:
- Тема сложная. Встречаются разные мнения/цифры/факты по вопросам, а эксперты дают разные объяснения (или объяснений вообще нет). Например, «как подать на алименты», «УСН», «психология отношений»: если вы не дипломированный юрист/психолог, точно не знаете каких-то нюансов (и это нормально).
- Тема очень простая. Настолько, что ничего уникального мы не напишем. Например, «производственный календарь» — понятно, что календарь у всех изданий одинаковый будет. Эксперты нужны, чтобы увеличить вес материала. «Ударение в слове «торты» — ответ займет буквально одно предложение, а вот филологи расскажут, что это за норма/правило, как запомнить, часто ли это слово произносят неправильно.
Как составить вопросы
Если к теме есть SEO-ТЗ, смотрите структуру или ключевые слова. Например, в теме «Как выучить алфавит» были такие подсказки (это почти готовые вопросы экспертам):
На этапе черновика, когда набрасываете тезисы для материала, отмечайте, что вам непонятно. Просьба разъяснить что-то станет хорошим вопросом.
Лучше избегать:
- слишком длинных вопросов;
- вопросов, на которые легко найти ответ (например, «Как писать слово аббревиатура?» — онлайн-словарь в помощь, тут эксперт не нужен);
- вопросов, на которые можно ответить односложно («Увеличится ли пенсия в 2025 году?» Да — вот ответ);
- слишком длинный список, лучше 3-4 обстоятельных вопроса.
Как найти экспертов
Мы не публикуем запросы на «Прессфиде» или сервисах-аналогах. К сожалению, на платформе много некомпетентных людей, которые предоставляют неуникальные комментарии ради цитирования в СМИ.
Хорошие эксперты
Искать нужно самостоятельно. Обращаемся к людям, которые разбираются в теме. «Как подать на развод»: нужны юристы, специализирующиеся на семейном праве. «Как объяснить ребенку, откуда берутся дети»: детские психологи, сексологи. «Виды автомобилей»: автоблогеры, диллеры. «Ударение в слове «торты»: учителя русского языка в школе или онлайн-школе.
Например, у нас была серия материалов о породах кошек. Информации в интернете много, часто она противоречива, а каждое утверждение в SEO-тексте должно быть обосновано. Авторы обратились за комментариями к заводчикам конкретных пород. Получились качественные материалы, где «если что — вот один эксперт сказал, вот второй».
Плохие эксперты
Не берем комментарии у иноагентов, сотрудников нежелательных организаций, спикеров федеральных телеканалов или «экспертов», которые готовы комментировать всё и везде. Пример: психолог, который публикуется с громкими заголовками в желтых изданиях и ходит на эфиры «Мужское и женское» Первого канала 🙂
Экстрасенсы, медиумы, психологи-гипнологи, инструкторы по кундалини-йоге, астрологи, энергопрактики — люди, которые не могут оказаться в приличном издании в качестве экспертов.
Особенно будьте внимательны с психологами. Психолог — это человек, у которого есть профильное высшее образование, переподготовка и практика. Желательно, чтобы за именем эксперта стояла организация (например, онлайн-сервис психологии). Если вы видите у психолога приписки типа «НЛП», «квантовый психолог», «психолог-родолог», «соционик», «тета-хилер» и так далее — это НЕ психологи, такие эксперты нам не нужны.
Если эксперт «не ищется», попросите помощи у редактора. Он пойдет к штатным сотрудникам издания — обычно у них есть база проверенных специалистов. Это крайний случай. Редакция записывает комментарии очень долго, а мы почти не влияем на результат (сложно дозадать вопросы, попросить спикера что-то уточнить).
Важные нюансы
- В материале должно быть минимум два эксперта. Текст с одним экспертом, скорее всего, редакция не примет, так как это похоже на пиар чьего-то личного бренда.
- У экспертов всегда (!) просим согласовать их имя, фамилию, должность, название компании + фото. Если должность и название компании сильно длинные, то присылаем эксперту на согласование сокращение, которое хотите использовать.
- Мы не согласовываем комментарии с экспертами, никогда.
- Все комментарии прогоняем на плагиат. Проще всего это делать через Text.ru. Неуникальные ответы в работу не берем. Спикеру можно написать что-то в духе: «Проверили ваш комментарий, не можем взять в работу, так как он неуникальный». Пишите спикеру про важность уникальности до того, как он начнет готовить коммент (хотя честные эксперты и так всё понимают).
- Комментарии экспертов нужно править. Убираем несогласования, слова-паразиты, делим слишком сложные предложения. Не меняем смысл комментария, но делаем его грамотным с точки зрения русского языка.
- Длинные комментарии сокращаем или переводим в косвенную речь.
- В комментарий эксперта можно ставить примечание от редакции. Например, когда эксперт говорит непонятное определение и дальше его не расшифровывает, указывает неполную информацию и так далее. Примеры: раз, два, три.