Как в полуавтоматическом режиме определить сезонность запросов в таблице

Небольшая инструкция для SEO-специалистов: выгружаем и обрабатываем данные по динамике спроса из «Яндекс Вордстата».

1. Выгружаем сезонность из «Арсёнкина»

Подобных инструментов много, «Яндекс Вордстат» Александра Арсёнкина возьмем для примера.

«Весь мир» — так как у нас инфовыдача. А данные берем по месяцам

Получаем табличку с результатами, импортируем ее в «Гугль Таблицы» для удобства.

2. Находим максимум и медиану

В строчках у нас запросы, в столбцах — месяцы. Добавляем новый столбец и с помощью формулы =MAX(B2:Y2) выясняем наибольшее значение. Рядом в столбце =MEDIAN(B2:Y2) уточняем медианное.

Медиана — это почти как среднее арифметическое, только менее подвержена аномалиям. Прочтите статью на «Лайфхакере», если не знакомы с понятием.

Не запоминайте буквенные значения столбцов, формируйте формулы исходя из своей таблицы

3. Вычисляем коэффициент отношения максимума к медиане

В новом столбце делим построчно максимум на медиану. Полученное значение будет от единицы и более. Чем выше — тем больше у запроса разрыв между максимальной сезонной частотностью и медианным значением за два года.

Для удобства отсортируйте таблицу по этому столбцу, тогда сверху будут потенциально наиболее сезонные запросы.

Коэффициент 14 принадлежит запросу «красивые места подмосковья зимой». Очевидно, что в другие времена года он никому не интересен

4. Эмпирически определяем границу сезонности

Совершенно автоматически рассчитать сезонность невозможно. У части запросов несколько равноценных пиков в течение года (например, работа паромно-ледовой переправы Салехард-Лабытнанги); другие же могут выстрелить один раз на инфоповоде и тоже попадут в список (персоны).

Некоторые всплески сезонности слишком маленькие, чтобы на них ориентироваться: например, многие туристические запросы чуть-чуть растут к лету, но это не значит, что осенью и весной редакции замолкают.

Особенности контент-плана также влияют. Для одного сайта коэффициент 1,5 — это уже ого-го, для другого и 3 и не возьмете. Поэтому вооружайтесь терпением и потихоньку ищите значение коэффициента, при котором большая часть таблицы сверху будет содержать сезонные для вашей задачи запросы, а большая часть снизу — несезонные.

5. Выводим название месяца

Далее работаем с верхней частью таблички. Предложенный ниже вариант — прямолинейный и неоптимальный; уверены, что в «Экселе» существует изящная формула для решения подобной задачи. Но мы воспользуемся двумя простыми операциями: =MATCH() и =VLOOKUP().

В новом столбце для каждой строчки определим относительный порядковый номер столбца с максимальным значением с помощью =MATCH(Z2;B2:Y2;). В Z2 у нас лежит максимум, мы говорим «Гугль Таблицам»: «Отдай нам порядковый номер ячейки в ряду B2:Y2, где содержится максимальное значение».

Результатом будут числа от 1 до 24 (по числу месяцев в ряду)

На отдельном листе сделайте табличку. Проставьте цифры от 1 до 24 и подпишите, что означает каждая: укажите в соседнем столбце названия месяцев. Для удобства мы транспонировали первую строку из основного листа.

Обладая этой легедой, мы понимаем, что в столбце «Номер» на предыдущем листе у нас уже готовые месяца зашифровынаы

Теперь используем классическую для SEO-специалистов функцию =VLOOKUP(AC2;'Месяца'!$B$1:$C$24;2;0). Рассказывать про =ВПР отдельно не будем, это очень важная функция — изучите ее самостоятельно. Главное, что мы говорим табличке: «Дай нам названия месяцев из таблицы на втором листе в соответствии с порядковым номером на первом».

Задача решена: в таком виде сезонность можно забирать в контент-план
Аватарка Максима Милютина

SEO-специалист, в прошлом — редактор
Руковожу командами, которые оптимизируют трафик СМИ и информационных проектов