Небольшая инструкция для SEO-специалистов: выгружаем и обрабатываем данные по динамике спроса из «Яндекс Вордстата».
1. Выгружаем сезонность из «Арсёнкина»
Подобных инструментов много, «Яндекс Вордстат» Александра Арсёнкина возьмем для примера.
Получаем табличку с результатами, импортируем ее в «Гугль Таблицы» для удобства.
2. Находим максимум и медиану
В строчках у нас запросы, в столбцах — месяцы. Добавляем новый столбец и с помощью формулы =MAX(B2:Y2)
выясняем наибольшее значение. Рядом в столбце =MEDIAN(B2:Y2)
уточняем медианное.
Медиана — это почти как среднее арифметическое, только менее подвержена аномалиям. Прочтите статью на «Лайфхакере», если не знакомы с понятием.
3. Вычисляем коэффициент отношения максимума к медиане
В новом столбце делим построчно максимум на медиану. Полученное значение будет от единицы и более. Чем выше — тем больше у запроса разрыв между максимальной сезонной частотностью и медианным значением за два года.
Для удобства отсортируйте таблицу по этому столбцу, тогда сверху будут потенциально наиболее сезонные запросы.
4. Эмпирически определяем границу сезонности
Совершенно автоматически рассчитать сезонность невозможно. У части запросов несколько равноценных пиков в течение года (например, работа паромно-ледовой переправы Салехард-Лабытнанги); другие же могут выстрелить один раз на инфоповоде и тоже попадут в список (персоны).
Некоторые всплески сезонности слишком маленькие, чтобы на них ориентироваться: например, многие туристические запросы чуть-чуть растут к лету, но это не значит, что осенью и весной редакции замолкают.
Особенности контент-плана также влияют. Для одного сайта коэффициент 1,5 — это уже ого-го, для другого и 3 и не возьмете. Поэтому вооружайтесь терпением и потихоньку ищите значение коэффициента, при котором большая часть таблицы сверху будет содержать сезонные для вашей задачи запросы, а большая часть снизу — несезонные.
5. Выводим название месяца
Далее работаем с верхней частью таблички. Предложенный ниже вариант — прямолинейный и неоптимальный; уверены, что в «Экселе» существует изящная формула для решения подобной задачи. Но мы воспользуемся двумя простыми операциями: =MATCH()
и =VLOOKUP()
.
В новом столбце для каждой строчки определим относительный порядковый номер столбца с максимальным значением с помощью =MATCH(Z2;B2:Y2;)
. В Z2 у нас лежит максимум, мы говорим «Гугль Таблицам»: «Отдай нам порядковый номер ячейки в ряду B2:Y2, где содержится максимальное значение».
На отдельном листе сделайте табличку. Проставьте цифры от 1 до 24 и подпишите, что означает каждая: укажите в соседнем столбце названия месяцев. Для удобства мы транспонировали первую строку из основного листа.
Теперь используем классическую для SEO-специалистов функцию =VLOOKUP(AC2;'Месяца'!$B$1:$C$24;2;0)
. Рассказывать про =ВПР отдельно не будем, это очень важная функция — изучите ее самостоятельно. Главное, что мы говорим табличке: «Дай нам названия месяцев из таблицы на втором листе в соответствии с порядковым номером на первом».