- Анализ выдачи
- Работайте в «Арсёнкине»
- Чуть больше ориентируйтесь на «Яндекс»
- Явно определите конкурентов
- Не берите «мутные» сайты
- Изучите статьи
- Перешерстите зарубежные сайты
- Оформление конкурентов в ТЗ
- Не тащите всё подряд
- Не приводите одинаковые по качеству статьи
- Подберите от двух до пяти конкурентов
- Дайте информативное и полезное описание
- Не заходите на территорию журналиста
Обозначим признаки хороших статей в выдаче: кого брать, кого проигнорировать; обсудим оформление соответствующего блока в ТЗ.
Эта статья написана для начинающих SEO-специалистов и журналистов, которые делают ТЗ по большой инструкции.
Анализ выдачи
Работайте в «Арсёнкине»
Никогда не проверяйте выдачу напрямую: поисковики подстраиваются под индивидуальные предпочтения. Чтобы этого избежать, мы используем сервис из «инструментов Арсёнкина».
Как проверить выдачу по запросу
Чуть больше ориентируйтесь на «Яндекс»
Идеальный конкурент — это статья, которая находится в топ-3 обеих поисковых систем. Но часто бывает, что в «Яндексе» одни лидеры, а в «Гугле» — другие. Изучать надо всех, но при необходимости ведущую роль отдаем статьям в российской поисковой системе.
Явно определите конкурентов
Нет смысла просматривать каждую строчку выдачи, особенно если там нет полноценной статьи.
- Конкуренты: сайты СМИ, информационные проекты, блоги коммерческих компаний, клиник. То есть именно статьи, которые содержат информацию.
- Не конкуренты: коммерческие лендинги, соцсети, приложения, агрегаторы недвижимости или туризма и так далее. То есть страницы, чья роль — сервисная или коммерческая. Также нет смысла анализировать «Википедию», примите это как исключение из правила.
Не берите «мутные» сайты
Мы работаем с крупными СМИ, для которых «проверка фактов» — не пустой звук. Какое бы классное ТЗ вы не сделали, если в качестве конкурента сошлетесь на подозрительную «сеошную шляпу», воздействие рекомендаций на автора ослабнет.
Разберем несколько примеров. Мы хотим рассказать читателям, что такое щелочные продукты. Проверяем выдачу в «Арсёнкине» и видим, что одна статья стоит на первом месте в «Гугле» и на седьмом в «Яндексе». Кажется, это классный конкурент!
Внимание, вопрос. А какое отношение сайт про печать фотографий имеет к щелочным продуктам?
Очевидно, что здесь постарались сеошники, которые за счет авторитетного домена или по иной причине проталкивают в топ статьи обо всём подряд. Но приводить такой материал, даже если он неплохо написан и оформлен, мы не можем. Это как в ресторане высокой кухни попросить состряпать «что-то в духе шавермы возле моего дома». Шаверма, возможно, очень вкусная, но в данной ситуации отсылка неуместна.
Бывает, что формально сайт принадлежит авторитетной организации, а на деле домен «украли». Не будем вдаваться в детали этого процесса, приведем еще пример.
Вроде как сайт принадлежит медицинской организации. Но посмотрите на статью:
- Госсайты не используют фотографии популярных телеведущих для оформления статей.
- Почему сайт больницы завешан рекламой? Еще и лекарство конкретное продают, оно также присутствует на иллюстрации.
Идем дальше. Хотим написать статью про абиогенез, находим в топе классный и даже хорошо написанный материал.
Но давайте подумаем. У нас тема на грани школьной программы и научных исследований. Здесь ни в коем случае нельзя опозориться в фактах. И хотя ответственность за это лежит на журналисте, мы тоже должны задуматься.
В подвале сайта нет контактов, названия компании. Кто отвечает за контент? Может быть эту складную статью написала нейросеть, а ее просто подкрасил толковый редактор.
Да и в самой статье смущает агрессивная монетизация: реклама буквально через каждый абзац.
Скорее всего, статья на сайте «Природа мира» написана вполне качественно. И сам этот сайт, в отличие от предыдущего, неплохой «статейник» по биологии. Но приводить его в пример надо только в том случае, если всё остальное в выдаче прям совсем плохо.
Изучите статьи
На что надо обратить внимание (чек-лист):
- Какие заголовки, на чем делают акцент?
- Какая структура у статей? Какая информация дается в начале, а какая оставляется на потом?
- Какие блоки информации общие для всех конкурентов, а какие — уникальные для отдельных изданий?
- Участвуют ли в статьях конкурентов эксперты? В каком ключе, сколько их?
- Есть ли ссылки на авторитетные источники, которые нам тоже могут быть интересны?
- Есть ли содержание? Как происходит навигация по статье?
- Насколько проработаны статьи? Необходим всеобъемлющий обзор по теме или же достаточно лаконичных емких тезисов?
- Есть ли в выдаче «Гугля» или «Яндекса» избранный сниппет (что это?)? Какого рода контент в нём? Проверяем самостоятельно через инкогнито.
- Какие иллюстрации? Как оформлены материалы? Есть ли удобные списки, чек-листы? Видео по теме? Инфографика?
Перешерстите зарубежные сайты
С точки зрения классической поисковой оптимизации, приводить англоязычные СМИ в пример странно, ведь это никакие не «конкуренты». Но у нас задача сделать ТЗ на качественную статью, и не всегда в отечественной выдаче все ссылки на высоте.
Анализируя западные статьи, можно найти интересные подходы к повествованию и визуализации, которые помогут уже нашей редакции выделиться среди конкурентов в Рунете.
Почти всегда анализировать американский «Гугль» надо, если тема связана с медициной. Там конкуренция в разы выше, чем у нас, поэтому в топе часто прям очень крутые материалы. Врачи пишут статьи, которые обрабатывают медицинские редакторы и проверяют на факты другие врачи, всё снабжается ссылками на исследования на «Пабмеде» — в общем, планка очень высокая.
Список классных сайтов по медицине в бурже
Но некоторые темы, например, «закон о тишине», имеют явную привязку к России. Для таких материалов нет смысла анализировать статьи в США.
Чтобы проанализировать зарубежную выдачу, также рекомендуем пользоваться «Арсёнкиным». Делаете все как в инструкции, только по региону «Гугль Нью Йорк». Запрос вводите на английском языке, если сложно — воспользуйтесь переводчиком.
Во время анализа задумайтесь: есть ли отличия между российской и западной выдачей? Где лучше качество? Какие подходы нам позаимствовать?
Оформление конкурентов в ТЗ
Не тащите всё подряд
В ТЗ для журналиста мы добавляем лишь те статьи, которые стоят в топ-10 поисковых систем и заслуживают упоминания по качеству или использованным приемам.
Заслуживают упоминания! Если на первом месте какой-то шлак, не надо приводить его в пример.
В блоке может быть одна статья-конкурент или пять; главное, чтобы каждая чем-то помогала будущему автору. Например, «здесь хорошая структура», «здесь классное экспертное мнение», а вот там — «инфографика, нам бы также».
Не приводите одинаковые по качеству статьи
Если на руках две хорошие, но примерно одинаковые статьи, приведите только одну из них. Блок «Конкуренты» в ТЗ наполняется качеством, а не количеством.
Если есть почти идеальная статья, и мы были бы рады, получись у нас что-то подобное, то выделяем ее отдельно и ставим на первое место. Обращаем внимание автора статьи с помощью подчеркнутой фразы «можно ориентироваться».
Подберите от двух до пяти конкурентов
Сослаться на одну статью, даже если она очень хороша, нельзя, иначе у нас не ТЗ, а задание на рерайт. Прикреплять более чем пять ссылок (без учета зарубежных) тоже не нужно, так как журналист поленится анализировать каждую из них.
Дайте информативное и полезное описание
Наша задача не собрать конкурентов для галочки, а прикрепить ссылки на статьи, с которыми ознакомится автор. То есть заинтересовать журналиста так, чтобы каждого конкурента открыл и пробежался хотя бы по диагонали.
Несколько примеров, как делать не надо:
- Статья в топе «Яндекса» и «Гугля» ❌
Ну и что, что в топе? Журналист какой из этого должен сделать вывод? - Очень интересно написано, у автора живой язык ❌
«Интересно» — понятие индивидуальное. А живой язык в нашей статье будет определению, это что за намёки? - Много картинок ❌
Часто картинки расставляет вообще не автор статьи, а бильд-редактор. Сам по себе акцент на визуальном отображении может быть, но этот тезис надо раскрыть.
А вот как сказать то же самое, но при этом не отбив желание журналиста работать с ТЗ:
- Статья хорошо структурирована, отвечает на большинство вопросов пользователей ✅
- В статье соблюдается баланс между научностью и читаемостью. Много примеров из реальной жизни, разъяснения основных терминов ✅
- Дано много иллюстраций, которые описывают процесс. В конце классная инфографика, было бы неплохо нам сделать также ✅
Не заходите на территорию журналиста
У нас нет задачи разобраться во всех нюансах темы, докопаться до истины. Всем этим займется профессиональный журналист. Наша задача — погрузиться в мир болей потенциального читателя и найти баланс между запросами и логикой повествования.
Грубо говоря, даем удочку, а не рыбу. Не надо собирать ссылки с «Пабмеда» для статьи по медицинской тематике, но можно сослаться на конкурента, который уже провел эту работу.
И никогда, никогда не приводите в пример «Википедию». В крупных СМИ запрещено использовать «Вики» как источник хоть какой-либо информации, и это справедливо.