Как составить идеальные title и h1 для SEO-статьи

В этой инструкции разберемся в составлении подходящих заголовков для материала: как на этапе создания ТЗ, так и при проверке редакционного черновика.

Это инструкция для SEO-специалистов. Если вы — журналист, то ознакомьтесь с менее занудной статьей.

Рекомендации по SEO-заголовку (<title>)

Мы уже не первый год составляем SEO-заги для редакций и пришли к выводу, что чем проще, тем лучше. Необычные фокусы с эмодзи , слова-триггеры [в квадратных скобках], лаконичные трехсловники — работают от случая к случаю, тогда как классический SEO-заг среднего размера с основными хвостами не подводит никогда.

Лучшее — враг хорошего, и рассчитывать положение слов в «тайтле» по алгоритмам, вроде BM25, крайне увлекательно, но также не эффективно на потоке.

Маркерный ключ — в начало

При составлении SEO-заголовка не надо фантазировать: начните с главного! Возьмите наиболее высокочастотный запрос с информационной выдачей, по которому мы хотим видеть статью в топе, и поставьте его в первой половине.

Что такое осознанный сон и как туда попасть ✔️

Используйте максимально точную формулировку, перепроверив ее через оператор «» в «Вордстате». Иногда странно видеть ТЗ, в котором всё вертится вокруг маркерного запроса, но именно в «тайтле» предложено использовать низкочастотный синоним.

Запрос «договор гпх» в «Яндексе» вводили 22 тыс. раз
Полную формулировку — меньше тысячи. Какой из вариантов возьмете в SEO-заг?

Используйте наиболее жирные хвосты

При разработке темы вы уделили много времени «хвостам», теперь грех их не использовать. И дело не столько в использовании ключевых слов, сколько в управлении вниманием возможного читателя. Если от 100% людей, интересующихся эмоциональным интеллектом, 20% хотели бы его развить, то стоит добавить это в заголовок, подсветив соответствующий раздел в нашей статье.

Эмоциональный интеллект: что это и как его развить (приемы) ✔️
По хвостам в «Кейсо» видим, что основные направления интереса — это определение термина и приемы развития

От 50 до 80 символов — норм

Мы символы не считаем и вам не советуем. Если маркерный ключ и хвосты в первой половине заголовка, то выход за пределы классических 50-60 символов не критичен. Но и «паровозы» с перечислением всех хвостов на 120 символов делать не надо.

Что такое ментальная арифметика для детей простыми словами: лучшие тренажеры онлайн и в домашних условиях ❌ Ментальная арифметика: что это, примеры, как научиться ✔️
Слева явно перебор с ключами

Не бойтесь случайного повторения конкурентов

Иногда бывает, что в выдаче уже есть идеальный или близкий к тому «сеозаг». Если мы хотим также — делаем и ничего не боимся, особенно если работаем с крупным СМИ.

Это не призыв копировать конкурентов! Идея в том, что если мы самостоятельно пришли к решению, которое уже использовал SEO-специалист на другом проекте, выдумывать что-то новое и заведомо более слабое, не следует.

Сохраняйте читаемость

На SEO-заголовок читатель должен захотеть кликнуть. Паровозик с ключами в странном порядке получит слабый CTR, и страница потеряет позиции в выдаче.

Рекомендации по основному заголовку (<h1>)

Обычно мы договариваемся с редакциями, что в «тайтлах» хозяйничают SEO-специалисты, тогда как обычный заг остается для журналистов. Но со временем взаимное доверие вырастает до уровня, когда нам разрешают и <h1> ставить по своему усмотрению.

В любом случае, мы в ТЗ даем рекомендацию по основному загу. Даже если журналист не возьмет его один в один, то хотя бы присмотрится к форме.

Маркерный ключ все равно в начало

Хотя в <h1> возможны вольности, основное правило сохраняется: главное — в первую половину. Требование не буквальное, маркерный запрос может стоять после одного-двух слов.

Ментальная арифметика: что это, примеры, как научиться ✔️Что такое ментальная арифметика и зачем она нужна ✔️
Слева — SEO-заг, справа — основной

Иногда можно использовать другой вид маркерного запроса, но он должен обладать сопоставимой частотностью.

Прямая частотность «как хранить овощи» — 80 запросов в месяц
Прямая частотность «хранение овощей» — 123 запроса в месяц
Правильное хранение овощей, фруктов и грибов: советы ✔️Как хранить овощи, фрукты и грибы правильно ✔️
Слева — SEO-заг, справа — основной

Более литературный подход

Схема с двоеточием тоже подходит, но тогда перечисление должно быть небольшим. У неискушенного читателя должно сложиться ощущение, что всё естественно.

Окрашивание омбре: плюсы и минусы, выбор цвета, идеи для волос разной длины ❌Окрашивание омбре: идеи для волос разной длины и цвета ✔️
В примере слева слишком длинное перечисление, явно торчит нос «сеошника». Такое больше подходит для «тайтла»

Учитывайте формат заголовка

Некоторые редакции используют «двойной» заголовок. Например, на сайте «Цифрового океана» после части с жирным начертанием идет часть с обычным. Не забывайте об особенностях СМИ, для которого делаете ТЗ, и давайте полную рекомендацию.

Технически весь заголовок здесь — это <h1>, но бывает и по-другому
Аватарка Максима Милютина

SEO-специалист, в прошлом — редактор
Руковожу командами, которые оптимизируют трафик СМИ и информационных проектов